Новости

Сегодня знаменательная дата в истории парашютизма

09.11.2020

9 ноября - знаменательная дата для всех парашютистов.
В этот день в 1911 году состоялось первое успешное испытание принципиально нового парашюта ранцевого типа РК-1, которого сконструировал русский изобретатель Глеб Котельников.
А всё началось с трагической гибели летчика Льва Макаровича Мациевича.
Осенью 1910 года, на Комендантское поле под Санкт-Петербургом проходил многодневный авиационный праздник. В нем участвовало 11 летчиков. Причем все 11 пилотов были российскими подданными. Среди них был капитан Мациевич.
"Все хотели летать с Мациевичем, — писал один из современников, — всем он внушал доверие и всех очаровывал своим удивительным обаянием большого и талантливого человека".
Авиаторские состязания подходили к концу. Успех соревнований был огромен, было установлено множество авиационных рекордов.
В тот роковой день авиатор сначала устанавливает рекорд высоты соревнований на аэроплане "Фарман". Затем изъявил желание улучшить его. В начале Лев Макарович решил, лететь на новом аппарате "Соммера", но мотор у него забарахлил и авиатор махнув рукой вернулся к "Фарману", бросив на ходу: "Попробую на нем взять высоту".
Мациевич взлетел и кругами стал набирать высоту. Все с восхищением и ожиданием наблюдали за полетом. И вдруг, на высоте около 400 метров зрители услышали непонятный треск, аэроплан странно качнулся, передняя часть накренилась и аппарат стал разламываться на части. Фигурка пилота отделилась от машины и камнем полетела вниз. Тысячи людей застыли в оцепенении. Летчик что-то кричал, переворачиваясь в воздухе… Следом, разломанный на две части, рухнул аэроплан.
Этот трагический полет видел Глеб Котельников.

 "Гибель молодого лётчика, — писал Котельников много лет спустя, — настолько меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности".
В то время многие авиаторы считали, что парашют в авиации не применим. Котельников был другого мнения. Он превратил свою комнату в мастерскую, и более года работал над изобретением нового парашюта.
Он был уверен, что парашют должен быть ранцевым и всегда находиться на авиаторе.
Конструируя свой парашют Котельников разделил стропы на два пучка и каждый прикрепил к отдельной лямке. Подвесную систему, "амуницию", — сделал из прочных пеньковых ремней. Купол изготовил из шёлка. Внутри алюминиевого ранца на двух спиральных пружинах установил подвижную полку. При её опускании, пружины сжимались. На полку укладывались стропы и купол. Ранец закрывался крышкой, к замку которого был прикреплён ремешок с кольцом, висящим на груди авиатора.
Размышляя над устройством своего парашюта, Котельников не знал, что у него есть единомышленники.
Почти одновременно с ним француз Ж.Балондрад предложил укладывать парашют в наспинную коробку и в случае аварии выбрасывать купол и стропы взрывом порохового заряда.
Не знал Котельников и о том, что далеко от Петербурга, на Урале, крестьянин И.К Сонтаг подал патентную заявку на парашют, купол которого в виде свёртка также крепился на спине летчика. И хотя эти идеи были похожи, парашют Котельникова был существенно проще и надёжнее.
Сегодняшний парашют только отдаленно напоминает тот первый парашют Льва Котельникова. И тем не менее принципиальные и инновационные решения конструктора легли в основы современной конструкции.